Вторник, 13 Ноября 2018, 08:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мототехника
Главная » Файлы » Мотоциклы

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ МОТОЦИКЛОВ
[ ] 18 Декабря 2008, 21:05

Мотоцикл является одним из наиболее доступных видов моторного транспорта. Широкое распространение мотоцикла обусловлено его быстроходностью, хорошей маневренностью и проходимостью, относительной низкой стоимостью, простотой обслуживания, малыми эксплуатационными расходами и легкостью хранения.

Основными частями мотоцикла (рис. 1) являются двигатель, силовая передача, ходовая (экипажная) часть и механизмы управления. К дополнительному оборудованию мотоцикла относятся спидометр, седла, щитки, подножки, подставки и т. п.

На мотоциклах обычно установлен бензиновый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания. Ведутся работы по созданию роторно-поршневых двигателей внутреннего сгорания для мотоциклов. Построены и испытываются в, некоторых странах мотоциклы с газотурбинным двигателем. Для велосипедов и мотороллеров изготовляют специальные дизели.

Силовая передача, служащая для передачи усилия от двигателя к заднему колесу, состоит из передней (моторной) передачи, сцепления, коробки передач и задней передачи.

Передняя передача (от двигателя к сцеплению) может быть цепной, шестеренчатой или непосредственной.

Сцепление предназначено для плавного соединения двигателя с силовой передачей. Плавное соединение требуется при трогании мотоцикла с места, переключении передач и при кратковременном отъединении двигателя от силовой передачи. рис. 1

Коробка передач служит для изменения усилия (крутящего момента), передаваемого на заднее колесо, длительного разъединения двигателя и силовой передачи для движения задним ходом (у некоторых мотоциклов с коляской). Путем включения различных передач или увеличивается усилие на заднем колесе, или возрастает число его оборотов. В первом случае мотоцикл легче преодолевает подъемы, во втором случае — выше максимальная скорость (если передача выбрана правильно). рис. 2

Задняя передача (от коробки передач к заднему колесу) преимущественно цепная или карданная.

Ходовая часть состоит из рамы с задней подвеской, передней вилки и колес. У мотоцикла с коляской к ходовой части относятся также рама (шасси) коляски, ее кузов и колесо.

К механизмам управления относятся рулевое управление, тормоза, педали, рычаги и рукоятки для управления сцеплением, дроссельным золотником и корректором карбюратора, декомпрессором, механизмом опережения зажигания, а также различные электрические выключатели.

Схема расположения органов управления показана на рис. 2. Рулевое управление мотоцикла такое же, как у велосипеда. Переднее и заднее колеса оборудованы тормозами; передний тормоз ручной, задний — ножной.

Работа мотоцикла происходит следующим образом. Во время работы двигателя мотоцикла бензин, из бака поступает самотеком по трубопроводу в карбюратор. Приготовляемая карбюратором горючая смесь (из бензина и воздуха) подается в двигатель. В цилиндре двигателя смесь сжимается поршнем и воспламеняется электрической искрой с помощью сречи зажигания. Свеча зажигания соединена с катушкой зажигания (питающейся от аккумуляторной батареи или генератора) или с магнето. Горячие газы, расширяющиеся при воспламенении рабочей смеси в цилиндре, давят на поршень, заставляя его перемещаться, т.е. совершают полезную работу. В результате движения поршня, приводится во вращение соединенный с ним шатуном коленчатый вал, а также маховик. Отработавшие газы выходят из цилиндра через выпускную трубу и глушитель в атмосферу.

От коленчатого вала вращение через переднюю передачу и сцепление передается шестерням коробки передач. Они через заднюю передачу передают вращение заднему колесу, приводящему в движение мотоцикл.

Примерно также работают мотороллеры, мореды, мокики, мотовелосипеды.

КЛАССИФИКАЦИЯ,МОТОЦИКЛОВ

Мотоциклы.

Различают мотоциклы-одиночки и мотоциклы с коляской (трехколесные). К трехколесным мотоциклам относятся также специальные трехколесные коляски. Для облегчения сравнительной оценки мотоциклы классифицируют по их назначению, рабочему объему двигателя, его рабочему процессу и числу цилиндров. рис. 3 В зависимости от назначения мотоциклы разделяют на дорожные, спортивные и специальные.

У дорожных мотоциклов-одиночек (см. рис. 3) и мотоциклов с коляской (рис. 4) скорость и ускорение достаточны для нормальной эксплуатации на различных дорогах, и мотоциклы хорошо преодолевают подъёмы. Изготовленные в массовом производстве Для широкого круга потребителей эти мотоциклы имеют относительно невысокую стоимость, работают на автомобильных бензинах с невысоким октановым числом и не требуют особого ухода.

Тут приведены основные данные дорожных мотоциклов. Спортивные мотоциклы-одиночки (рис. 5, а) и мотоциклы с коляской (рис. 5, б) по сравнению с дорожными мотоциклами имеют лучшие динамические качества, т. е. более высокие максимальные скорость и ускорение, рис. 4 легче преодолевают подъемы, но рассчитаны на использование бензина с более высоким октановым числом и имеют более высокую стоимость. Эти мотоциклы часто производят на базе дорожных мотоциклов путем повышения мощности двигателя, изменения передаточных отношений коробки передач, увеличения надежности силовой передачи и экипажной части, использования специальной оснастки, требующейся для различных видов соревнований. Для управления этими мотоциклами и ухода за ними водитель должен иметь более высокую квалификацию. Разновидностью спортивных мотоциклов являются - так называемые спортивно-гоночные мотоциклы (рис. 5, в), которые, кроме перечисленного выше, отличаются высоким максимальным числом оборотов двигателя, наличием обтекателя и другой специальной оснастки (например, седел и подножек для лежачей посадки, неглубоких щитков); такие мотоциклы не пригодны для обычной эксплуатации. рис. 5

К специальным спортивным мотоциклам относятся рекордно-гоночные мотоциклы (рис. 6, а), которые в основном предназначены для заездов с целью установления рекордов скорости и выпускаются единичными экземплярами, а также довольно широко распространенные мотоциклы для соревнований по гравиевой дорожке и льду (рис. 6, б). Мотоциклы последнего типа (рабочий объем цилиндра двигателя 500 см3, степень сжатия 14) развивают мощность 50 л. с. У этих мотоциклов нет тормозов и пускового механизма, они пригодны к использованию только в пределах стадиона или трека.

К специальным, мотоциклам относятся также сложные и дорогостоящие мотоциклы повышенной проходимости с приводом колеса коляски, мотоциклы с противопожарным, оборудованием и т. п. В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя мотоциклы разделяются на сверхлегкие (рабочий объем 50—100 см9), легкие (рабочий объем 125—250 см3), средние (рабочий объем 350—500 см3) и тяжелые (рабочий объем свыше 500 см3). рис. 6

На мотоциклах устанавливают двухтактные и четырехтактные (с нижним и верхним расположением клапанов) двигатели. Мотоциклы имеют одно-, двух-, трех- и четырехцилиндровые двигатели. Преимущественно применяются одно- и двухцилиндровые двигатели.

Мотороллеры.

Мотороллеры-одиночки пригодны для езды с пассажиром. Расположение основных частей мотороллера показано на рис. 7. Кроме двухколесных мотороллеров, имеются трехколесные мотороллеры различных типов. Они представляют собой трехколесные коляски (мотокары) или имеют прицепную коляску, как мотоциклы. рис. 7

На мотороллерах устанавливают двигатели, рабочий объем которых равен 50—250 см3. Максимальная , скорость мотороллеров ниже, чем мотоциклов с таким же рабочим объемом двигателя, а масса (вес) — больше. Ниже даны краткие технические характеристики отечественных мотороллеров (пассажирских и грузовых).

Мопеды.

рис. 9

Мопеды (мотоциклы с педалями) условно отличаются от сверхлегких мотоциклов главным образом наличием педального привода. Мопеды имеют встроенные двигатели, рабочий объем которых равен 47—53 см3, и коробку передач со встроенным в нее педальным приводом. Устройство двигателя мопеда Ява-551 показано на рис. 8. Двигатели с большим или меньшим рабочим объемом встречаются редко. : Мопед «Рига-3» (рис. 9, о) с двигателем Ш-51, имеющим рабочий объем цилиндра 49,8 см3, диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня 44 мм, степень сжатия 8,5, развивает скорость до 50 км/ч. Мощность двигателя 2 л. с. при числе оборотов 5000 в минуту; расход топлива 1,6 л/100 км. Масса (вес) - мопеда 48 кг. рис. 8

Мокики

(мотоциклы с кик-стартером). Такое название полу чили, микролитражные мотоциклы, оборудованные пусковой педалью (кик-стартером) и подножками. Рабочий объем двигателей мокиков 47—50 см\ т. е. примерно такой же, как и у мопедов. От мопедов они отличаются бтеутствием педального привода. Максимальная скорость мопедов и мокиков равняется примерно 40—60 км/ч; расход топлива составляет 1,25—1,6 л/100 км. Масса (вес) мопедов 40—60 кг. Масса мокика 50— 70 кг (рис. 9, а).

Мотовелосипеды.

Мотовелосипеды представляют собой обычные или собранные из более прочных деталей велосипеды (рис. 9, в) с двухтактным одноцилиндровым двигателем, имеющим рабочий объем 35-50 см3. От мопедов они отличаются отсутствием коробки передач. Однако некоторые мотовелосипеды имеют устройство для переменных передач. Широко распространенный велосипедный двигатель Д-4 (рис. 10) имеет диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня 40 мм, рабочий.объем 45 см3, степень сжатия 5,2, максимальную мощность 1 л. с. при 4000—4500 об/мин. Двигатель оборудован поплавковым карбюратором, магнето, двухдисковым полусухим сцеплением. Передача к заднему колесу цепная. Расход топлива при скорости 20—25 км/ч составляет 1,5 л на 100 км пути. рис. 10

Двигатель Д-5, являющийся усовершенствованной конструкцией двигателя Д-4, развивает мощность 1,2 л. с. при 4500 об/мин, расходует не более 2 л топлива на 100 км пути, обеспечивает скорость до 45 км/ч. На велосипеде двигатель может быть установлен в различных местах: в средней части, под кареткой, на передней вилке, над задним колесом, в колесе, на дополнительном колесе цепная, ременная, и зубо-ременная передачи, а также передача резиновым роликом, на покрышку колеса.

Портативные микромотоциклы («Малютки»).

Такое название получили маленькие, складные, упрощенного типа мотоциклы, оборудованные двигателями, применяемыми на велосипедах и мокиках. Скорость их составляет примерно 35 км/ч, масса (вес) 20—25 кг, расход топлива такой же, как и у мотовелосипеда. «Малютки» в сложенном виде можно уместить в чемодане, ранце.

Категория: Мотоциклы | Добавил: mycomp
Просмотров: 3017 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]