Повышение мощности... Мечта любого рокера, байкера да и просто
неравнодушного к двухколёсной технике человека. А как же её поднять,
если не хочется лезть глубоко в двигатель? В конце 80 - х годов по
городам и сёлам с рёвом носились рокеры на мотоциклах без глушителей.
Мне довелось проехаться на такой Яве - 638. Рёва было много, а вот
тянула она похуже, чем с глушителями. И много было вопросов - а почему
так, ведь мощность должна бы и подняться, ан нет. Так почему же упала
мощность? Для четырёхтактных двигателей всё просто - снял глушак -
выхлопные газы выходят без задержки - поднял мощность (ненамного). При
снятии же глушака с двухтактника при продувке, когда окна открыты,
топливная смесь, не встречая сопротивления, выходит в выхлопную трубу.
Поэтому глушитель играет на двухтактных двигателях гораздо большую
роль, чем просто устройство для снижения шума выхлопа. А как же на
мотокроссе? Там - то рёв такой, что уши закладывает, а мотоциклы едут
ещё как. А дело в том, что на выходе у кроссовых моторов стоят
резонаторы, с помощью которых на оборотах максимальной мощности (7 - 9
тыс.) обеспечивается резкий подхват. Мощность увеличивается более чем
на 15%, что весьма немало. Так что же это такое - резонатор на выпуске
двухтактного двигателя и для чего он служит? Классический резонатор
представлен на рис. 1.
Рис. 1 Выпускной резонатор. Он состоит из: выхлопной трубы 1, прямого конуса 2, цилиндрической
части 3, обратного конуса 4 и выпускного патрубка 5. Размеры резонатора
рассчитываются, исходя из объёма двигателя (или от сечения выпускного
окна) и оборотов, на которых необходим подъём мощности (обороты
максимальной мощности). Чем меньше сечение выпускного окна и выше
обороты, тем размеры меньше, и наоборот. Принцип работы резонатора
основан на предотвращении выбрасывания топливной смеси при продувке
(рис.2).
Рис. 2. Ход газов в резонаторе: красный - выхлопные газы, зелёные - отраженные газы. При выпуске газы устремляются через выхлопную трубу в прямой конус,
где они расширяются, их скорость и давление понижается. Пройдя
цилиндрическую часть резонатора, часть газов проходит в выпускной
патрубок и далее - в глушитель (если таковой имеется). Другая часть
газов, отразившись от обратного конуса, подходит к выпускному окну и
"подзапирает" его в момент открытия продувочных окон (а они всегда
открываются позже выпускного окна). Таким образом, на определённых
оборотах образуется стоячая волна (резонанс) и обеспечивается наилучший
режим работы двигателя. На кроссовых мотоциклах и эндуро иногда можно
видеть на выпуске изогнутые трубы - "саксофоны". Это тоже разновидность
резонатора, но видоизменённая по форме, принцип работы у неё тот же.
Постановка правильно рассчитанного и изготовленного резонатора даёт
очень ощутимый подхват на оборотах максимальной мощности. Однако
повышаются требования к качеству изготовления выпускной системы - она
должна быть абсолютно герметичной, лучше всего - цельносварной
(выхлопная труба - резонатор). Сама выхлопная труба не должна далеко
заходить внутрь резонатора - не более чем на 20 - 30 мм. Если нет
возможности цельносварной конструкции, необходимо тщательно
загерметизировать соединение резонатора с выхлопной трубой. Ставить или
не ставить глушитель после резонатора? Однозначный ответ дать не могу.
По собственному опыту могу сказать, что без глушителя мокик идёт "на
все верхи", но с некоторым провалом на средних оборотах (резонатор
действует только на определённых оборотах, на других оборотах двигатель
идёт так же, как и без него). Постановка глушителя с небольшим
дросселированием помимо снижения уровня шума "выполаживает"
характеристику двигателя, он идёт без провалов, хотя, конечно,
раскручивается не до самого резкого "визга" (или раскручивается, но не
так быстро). Размеры резонатора я здесь не привожу - каким его делать и
как - каждый решает сам. Могу отметить, что они практически не
отличаются от приведённых в статье по форсировке V - 50 - го двигателя
(статья размещена на сайте ).