Перечни работ по ТО двух- и четырехтактных двигателей приведены на
рисунках ниже. Обслуживание начинают с очистки внешних поверхностей
двигателя, ведь грязь ухудшает отвод тепла, нарушая нормальную работу
двигателя, особенно если он имеет воздушную систему охлаждения.
Точки обслуживания механизмов и систем двухтактного двигателя
1 — долив охлаждающей жидкости;
2 — очистка (замена) топливного фильтра;
3 — очистка глушителя от нагара;
4 — регулировка карбюратора, очистка (замена) воздушного фильтра;
5 — очистка камеры сгорания от нагара
Точки обслуживания механизмов и систем четырехтактного двигателя
1 — очистка (замена) воздушного фильтра;
2 — очистка (замена) топливного фильтра, регулировка карбюратора;
3 — регулировка зазора в клапанах;
4 — регулировка натяжения цепи (ремня) привода ГРМ;
5 — замена масла в двигателе, замена масляного фильтра
Проверяя затяжку резьбовых соединений основных агрегатов, особенно если
двигатель подвергался ремонту (головки цилиндров, маховика и др.),
следует контролировать моменты затяжки ответственных деталей при помощи
динамометрического ключа. Величины моментов затяжки приводятся в
руководствах по ремонту.
Для продления срока службы деталей четырехтактных ДВС важно
поддерживать требуемый уровень масла в картере (или масляном баке в
двигателях с «сухим картером»). Замену масла (и одновременно масляного
фильтра) проводят во время плановых ТО. Сливать отработанное масло (в
отдельную тару) следует с прогретого двигателя. Нельзя сливать масло на
землю или в водоемы — это недопустимо из-за вреда, наносимого природе
и, кроме того, преследуется экологическими службами. Перед утилизацией
отработанного масла нужно убедиться в том, что в нем нет металлических
крошек, стружки или обломков деталей. В противном случае необходима
разборка двигателя, чтобы обнаружить и устранить неисправность. Перед
заливкой свежего масла систему смазки рекомендуется промывать
специальным промывочным маслом. Если в системе смазки установлен
масляный фильтр без сменного элемента(например, центробежного типа —
как на мотоциклах «Днепр»), его необходимо извлечь и очистить (промыть).
ТО жидкостных систем охлаждения заключается в поддержании
установленного уровня антифриза (он может понизиться из-за
негерметичности соединений и выкипания). Доливать нужно жидкость той же
марки, какая была залита в систему. Если есть сомнения в качестве
антифриза, его плотность проверяют специальным прибором — ареометром
для охлаждающей жидкости. Менять охлаждающую жидкость рекомендуется раз
в два года или после пробега 50–60 тыс. км. Сливать жидкость в
специальную емкость следует из холодного двигателя. Залив новую
жидкость до установленного уровня, надо пустить двигатель на несколько
минут, а затем остановить его и долить жидкость до требуемого уровня.
ТО системы питания заключается в своевременной очистке (замене)
топливного и воздушного фильтров, а также в периодической регулировке
карбюратора и его привода. В мотоциклетных карбюраторах регулируют:
уровень топлива (положением запорной иглы поплавка), минимальную
частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу (упорным винтом
дроссельной заслонки и винтом качества смеси), качество смеси
(положением иглы, закрепленной на дроссельной заслонке), состав смеси
на режимах холостого хода и переходных нагрузок (винтом качества
смеси), свободный ход троса привода дроссельной заслонки
(регулировочным винтом). В многоцилиндровых двигателях с несколькими
карбюраторами их еще регулируют на синхронность работы цилиндров.
При разборке карбюратора проверяют герметичность поплавка и его
запорного клапана, уровень топлива. Очищают крышку от посторонних
частиц и капель воды, продувают жиклеры сжатым воздухом. После
нескольких лет эксплуатации или долгой стоянки топливные каналы
карбюратора необходимо промывать специальными жидкостями, которые
растворяют смолистые отложения.
Воздушный фильтр, если он бумажный, заменяют, а другие конструкции
промывают и очищают. В контактно-масляном фильтре промывают сетчатый
элемент и заменяют масло. Пенополиуретановые (поролоновые) фильтры
промывают, высушивают и смазывают специальным маслом. Во всех случаях
очищают корпус фильтра от отложений, а после установки фильтрующего
элемента затягивают хомуты на резиновых соединительных патрубках. Ведь
поступление воздуха через неплотные соединения может стать причиной
преждевременного износа, а также поломки деталей двигателя из-за
переобеднения смеси.
У двухтактных ДВС периодически удаляют нагар из камеры сгорания в
головке цилиндра и с днища поршня. Для этого используют ацетон или
(предпочтительнее) специальные жидкости. Часто требуется удаление
нагара и из глушителя, для чего его прожигают пламенем газовой горелки
или паяльной лампы. Выпускные системы с отдельным глушащим элементом не
прожигают, а заменяют при необходимости набивку. Выпускные системы
двухтактных двигателей как правило выполняются неразборными.
У четырехтактных ДВС потребность в очистке от нагара возникает реже.
Поршень и камеру сгорания очищают во время разборки цилиндропоршневой
группы при ремонте. Глушитель, если он неразборный (у большинства
современных мотоциклов), не требует удаления нагара до конца срока
службы.
У четырехтактных ДВС требуется периодически (во время ТО) контролировать тепловой зазор в механизме привода клапанов.
Регулировка клапанного зазора двигателя на примере мотоцикла Днепр
а — проверка щупом зазора между клапаном и коромыслом в положении поршня в ВМТ (такт сжатия);
б — установка нужного зазора поворотом регулировочного болта (контргайка отпущена);
1 — щуп;
2 — коромысло;
3 — торец клапана;
4 — регулировочный болт;
5 — контргайка
Проворачивая коленчатый вал, находят такое его положение, когда оба
клапана закрыты (конец такта сжатия). Вставляя щупы разной толщины в
щель между клапаном и коромыслом (или между толкателем и кулачком
распределительного вала), определяют зазор в приводе ГРМ. Регулируют
зазор регулировочными винтами (в схеме OHV и OHC) или устанавливая
специальные регулировочные шайбы (OHC и DOHC) между кулачком
распределительного вала и торцем клапана.
Кроме того, при ТО в ГРМ типа OHC и DOHC (с «верхними»
распределительными валами) необходимо периодически регулировать
натяжение цепи или ремня привода механизма газораспределения.
|