Мотоцикл без шин — это, по сути, даже и. не мотоцикл еще, а так, нечто металлическое,
неспособное передвигать даже само себя. Только упругая накачанная шина может
придать мертвому железу способность покорять пространство.
Но шина шине рознь. Одна предназначена для движения по асфальту, и ее невозможно
даже представить где-нибудь в густом липком черноземье; другая, напротив,
только на бездорожье и чувствует себя в родной стихии. Для каждого мотоцикла
создается персональная, для него рассчитанная и к его особенностям приспособленная
шина, имеющая индивидуальные характеристики.
Сегодня о мотоциклетных шинах рассказывает А.Ердеев — заместитель Генерального
директора по научной работе Омского НПО "Прогресс" — ведущего предприятия
по проектированию и испытанию шин для мотоциклов.
Пневматические, т. е. наполненные воздухом, шины — один из основных элементов
ходовой части мотоцикла. Без преувеличения именно шины в наибольшей степени
определяют его эксплуатационные качества, поскольку от шин зависят устойчивость
и управляемость мотоцикла, его тяговая и тормозная характеристики, а также
экономичность. Вероятно, у нас еще будет возможность поговорить об этом подробнее.
Сегодня же задача проще: окинуть взглядом лишь ассортимент мотоциклетных шин,
выпускаемых промышленностью. Но даже в этих рамках нельзя обойтись без некоторых
пояснений.
В зависимости от типа транспортного средства различают шины для мотоциклов,
мотороллеров, мотоколясок и мопедов. По способу герметизации шины делятся
на камерные и бескамерные; на мототранспортных средствах применяются, по крайней
мере у нас, исключительно камерные шины.
С точки зрения конструкции шины различают по конфигурации профиля поперечного
сечения и по построению каркаса. В зависимости от отношения высоты профиля
Н к его ширине В говорят о шинах обычного профиля, низ-копрофильных или широкопрофильных.
Что касается построения каркаса, то все мотошины пока выпускаются диагональными,
т. е. в них кордные нити соседних слоев каркаса перекрещиваются, образуя ромбическую
сетку. При этом в центральной части беговой дорожки угол между нитями составляет
45—60 градусов.
Наконец, в зависимости от того, для каких условий эксплуатации создана та
или иная шина, их различают по рисунку протектора.
Дорожный рисунок (Д) состоит из шашек или ребер, разделенных канавками. Шины
с таким рисунком предназначены для дорог с усовершенствованным покрытием.
Универсальный рисунок (У) в центральной зоне протектора похож на дорожный,
по краям же имеет развитые грунтозацепы. Их область применения — дороги IV
и V категорий, т. е. с облегченным покрытием и переходные.
Рисунок протектора повышенной проходимости (ПП) состоит из грунтозацепов,
разделенных выемками. Их стихия — бездорожье и мягкие грунты.
На боковину шины наносится ряд обозначений, дающих достаточно полное представление
о ней. Главная характеристика — размер шины. Он все еще указывается в дюймах.
Например, 3,25-16. Первая цифра показывает ширину профиля, вторая — диаметр
обода по посадочной полке. Надпись типа Л-133 обозначает модель шины.
Чтобы было проще определить завод-изготовитель, на боковину наносится его
товарный знак.
Почтовые индексы, полные наименования заводов-изготовителей, их адреса и товарные
знаки, а также некоторые дополнительные характеристики шин приведены в таблице.