Мотоцикл является одним из наиболее доступных видов моторного транспорта.
Широкое распространение мотоцикла обусловлено его быстроходностью, хорошей
маневренностью и проходимостью, относительной низкой стоимостью, простотой
обслуживания, малыми эксплуатационными расходами и легкостью хранения.
Основными частями мотоцикла (рис. 1) являются двигатель, силовая передача,
ходовая (экипажная) часть и механизмы управления. К дополнительному
оборудованию мотоцикла относятся спидометр, седла, щитки, подножки, подставки и
т. п.
На мотоциклах обычно установлен бензиновый карбюраторный двигатель
внутреннего сгорания. Ведутся работы по созданию роторно-поршневых двигателей
внутреннего сгорания для мотоциклов. Построены и испытываются в, некоторых
странах мотоциклы с газотурбинным двигателем. Для велосипедов и мотороллеров
изготовляют специальные дизели.
Силовая передача, служащая для передачи усилия от двигателя к заднему колесу,
состоит из передней (моторной) передачи, сцепления, коробки передач и задней
передачи.
Передняя передача (от двигателя к сцеплению) может быть цепной, шестеренчатой
или непосредственной.
Сцепление предназначено для плавного соединения двигателя с силовой передачей.
Плавное соединение требуется при трогании мотоцикла с места, переключении передач
и при кратковременном отъединении двигателя от силовой передачи.
Коробка передач служит для изменения усилия (крутящего момента), передаваемого на
заднее колесо, длительного разъединения двигателя и силовой передачи для движения
задним ходом (у некоторых мотоциклов с коляской). Путем включения различных передач
или увеличивается усилие на заднем колесе, или возрастает число его оборотов. В первом
случае мотоцикл легче преодолевает подъемы, во втором случае — выше максимальная
скорость (если передача выбрана правильно).
Задняя передача (от коробки передач к заднему колесу) преимущественно цепная или
карданная.
Ходовая часть состоит из рамы с задней подвеской, передней вилки и колес. У
мотоцикла с коляской к ходовой части относятся также рама (шасси) коляски, ее кузов и
колесо.
К механизмам управления относятся рулевое управление, тормоза, педали, рычаги и
рукоятки для управления сцеплением, дроссельным золотником и корректором
карбюратора, декомпрессором, механизмом опережения зажигания, а также различные
электрические выключатели.
Схема расположения органов управления показана на рис. 2. Рулевое управление
мотоцикла такое же, как у велосипеда. Переднее и заднее колеса оборудованы тормозами;
передний тормоз ручной, задний — ножной.
Работа мотоцикла происходит следующим образом. Во время работы двигателя
мотоцикла бензин, из бака поступает самотеком по трубопроводу в карбюратор.
Приготовляемая карбюратором горючая смесь (из бензина и воздуха) подается в двигатель.
В цилиндре двигателя смесь сжимается поршнем и воспламеняется электрической искрой с
помощью сречи зажигания. Свеча зажигания соединена с катушкой зажигания
(питающейся от аккумуляторной батареи или генератора) или с магнето.
Горячие газы, расширяющиеся при воспламенении рабочей смеси в цилиндре, давят на
поршень, заставляя его перемещаться, т.е. совершают полезную работу. В результате
движения поршня, приводится во вращение соединенный с ним шатуном коленчатый вал, а
также маховик. Отработавшие газы выходят из цилиндра через выпускную трубу и
глушитель в атмосферу.
От коленчатого вала вращение через переднюю передачу и сцепление передается
шестерням коробки передач. Они через заднюю передачу передают вращение заднему
колесу, приводящему в движение мотоцикл.
Примерно также работают мотороллеры, мореды, мокики, мотовелосипеды.
КЛАССИФИКАЦИЯ,МОТОЦИКЛОВ
Мотоциклы.
Различают мотоциклы-одиночки и мотоциклы с коляской (трехколесные). К трехколесным
мотоциклам относятся также специальные трехколесные коляски. Для облегчения
сравнительной оценки мотоциклы классифицируют по их назначению, рабочему объему
двигателя, его рабочему процессу и числу цилиндров.
В зависимости от назначения мотоциклы разделяют на дорожные, спортивные и
специальные.
У дорожных мотоциклов-одиночек (см. рис. 3) и мотоциклов с коляской (рис. 4)
скорость и ускорение достаточны для нормальной эксплуатации на различных дорогах, и
мотоциклы хорошо преодолевают подъёмы. Изготовленные в массовом производстве Для широкого
круга потребителей эти мотоциклы имеют относительно невысокую стоимость, работают на
автомобильных бензинах с невысоким октановым числом и не требуют особого ухода.
Тут приведены основные данные дорожных мотоциклов.
Спортивные мотоциклы-одиночки (рис. 5, а) и мотоциклы с
коляской (рис. 5, б) по сравнению с дорожными мотоциклами имеют
лучшие динамические качества, т. е. более высокие максимальные скорость и ускорение,
легче преодолевают подъемы, но рассчитаны на использование бензина с более высоким
октановым числом и имеют более высокую стоимость. Эти мотоциклы часто производят на
базе дорожных мотоциклов путем повышения мощности двигателя, изменения
передаточных отношений коробки передач, увеличения надежности силовой передачи и
экипажной части, использования специальной оснастки, требующейся для различных видов
соревнований. Для управления этими мотоциклами и ухода за ними водитель должен иметь
более высокую квалификацию. Разновидностью спортивных мотоциклов являются - так
называемые спортивно-гоночные мотоциклы (рис. 5, в), которые, кроме перечисленного
выше, отличаются высоким максимальным числом оборотов двигателя, наличием
обтекателя и другой специальной оснастки (например, седел и подножек для лежачей
посадки, неглубоких щитков); такие мотоциклы не пригодны для обычной эксплуатации.
К специальным спортивным мотоциклам относятся рекордно-гоночные мотоциклы
(рис. 6, а), которые в основном предназначены для заездов с целью установления рекордов
скорости и выпускаются единичными экземплярами, а также довольно широко
распространенные мотоциклы для соревнований по гравиевой дорожке и льду (рис. 6, б).
Мотоциклы последнего типа (рабочий объем цилиндра двигателя 500 см3, степень
сжатия 14) развивают мощность 50 л. с. У этих мотоциклов нет тормозов и пускового
механизма, они пригодны к использованию только в пределах стадиона или трека.
К специальным, мотоциклам относятся также сложные и дорогостоящие
мотоциклы повышенной проходимости с приводом колеса коляски, мотоциклы с
противопожарным, оборудованием и т. п.
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя мотоциклы разделяются на
сверхлегкие (рабочий объем 50—100 см9), легкие (рабочий объем 125—250 см3),
средние (рабочий объем 350—500 см3) и тяжелые (рабочий объем свыше 500 см3).
На мотоциклах устанавливают двухтактные и четырехтактные (с нижним и
верхним расположением клапанов) двигатели. Мотоциклы имеют одно-, двух-, трех- и
четырехцилиндровые двигатели. Преимущественно применяются одно- и
двухцилиндровые двигатели.
Мотороллеры.
Мотороллеры-одиночки пригодны для езды с пассажиром.
Расположение основных частей мотороллера показано на рис. 7.
Кроме двухколесных мотороллеров, имеются трехколесные мотороллеры различных
типов. Они представляют собой трехколесные коляски (мотокары) или имеют
прицепную коляску, как мотоциклы.
На мотороллерах устанавливают двигатели, рабочий объем которых равен 50—250
см3.
Максимальная , скорость мотороллеров ниже, чем мотоциклов с таким же рабочим
объемом двигателя, а масса (вес) — больше.
Ниже даны краткие технические характеристики отечественных мотороллеров
(пассажирских и грузовых).
Мопеды.
Мопеды (мотоциклы с педалями) условно отличаются от сверхлегких мотоциклов
главным образом наличием педального привода. Мопеды имеют встроенные двигатели,
рабочий объем которых равен 47—53 см3, и коробку передач со встроенным в нее
педальным приводом. Устройство двигателя мопеда Ява-551 показано на рис. 8. Двигатели
с большим или меньшим рабочим объемом встречаются редко. :
Мопед «Рига-3» (рис. 9, о) с двигателем Ш-51, имеющим рабочий объем цилиндра 49,8 см3,
диаметр цилиндра 38 мм, ход поршня 44 мм, степень сжатия 8,5, развивает скорость до 50
км/ч. Мощность двигателя 2 л. с. при числе оборотов 5000 в минуту; расход топлива 1,6
л/100 км. Масса (вес) - мопеда 48 кг.
Мокики
(мотоциклы с кик-стартером). Такое название полу чили, микролитражные мотоциклы,
оборудованные пусковой педалью (кик-стартером) и подножками. Рабочий объем
двигателей мокиков 47—50 см\ т. е. примерно такой же, как и у мопедов. От мопедов они
отличаются бтеутствием педального привода.
Максимальная скорость мопедов и мокиков равняется примерно 40—60 км/ч; расход
топлива составляет 1,25—1,6 л/100 км. Масса (вес) мопедов 40—60 кг. Масса мокика 50—
70 кг (рис. 9, а).
Мотовелосипеды.
Мотовелосипеды представляют собой обычные или собранные из более прочных
деталей велосипеды (рис. 9, в) с двухтактным одноцилиндровым двигателем, имеющим
рабочий объем 35-50 см3. От мопедов они отличаются отсутствием коробки передач.
Однако некоторые мотовелосипеды имеют устройство для переменных передач.
Широко распространенный велосипедный двигатель Д-4 (рис. 10) имеет диаметр
цилиндра 38 мм, ход поршня 40 мм, рабочий.объем 45 см3, степень сжатия 5,2,
максимальную мощность 1 л. с. при 4000—4500 об/мин. Двигатель оборудован
поплавковым карбюратором, магнето, двухдисковым полусухим сцеплением.
Передача к заднему колесу цепная. Расход топлива при скорости 20—25 км/ч
составляет 1,5 л на 100 км пути.
Двигатель Д-5, являющийся усовершенствованной конструкцией двигателя Д-4,
развивает мощность 1,2 л. с. при 4500 об/мин, расходует не более 2 л топлива на 100 км
пути, обеспечивает скорость до 45 км/ч.
На велосипеде двигатель может быть установлен в различных местах: в средней части,
под кареткой, на передней вилке, над задним колесом, в колесе, на дополнительном
колесе цепная, ременная, и зубо-ременная передачи, а также передача резиновым
роликом, на покрышку колеса.
Портативные микромотоциклы («Малютки»).
Такое название получили маленькие, складные, упрощенного типа мотоциклы,
оборудованные двигателями, применяемыми на велосипедах и мокиках. Скорость их
составляет примерно 35 км/ч, масса (вес) 20—25 кг, расход топлива такой же, как и у
мотовелосипеда. «Малютки» в сложенном виде можно уместить в чемодане, ранце.
|