Пока мне не попался на ремонт маленький скутер Yamaha Cute
- у него были проблемы с двигателем. Прочистив выпуск и настроив
карбюратор у скутера, я проехался на нём и тормознул с 50 км/ч обеими
тормозами. Это было что-то, скутер остановился как в стоп - кадре, хотя
тормоза у него колодочные, и диаметр барабанов значительно меньше, чем
у тех же Карпат. И тут я, естественно, задался вопросом - а почему это
так??? Сняв колесо, рассмотрев конструкцию тормозной машинки скутера и
сравнив со своими тормозами, я понял, почему это так.
Во-первых, рычаг привода тормоза выходит у скутера снаружи (а так и
должно быть), в то время как у отечественных мопедов он запрятан внутрь
барабана. Таким образом, при торможении у скутера рычаг свободно
поворачивается на оси, беспрепятственно разжимая колодки. В то же время
у отечественных мопедов тот же рычаг упирается в ступицу колеса,
прочерчивая в ней глубокие (до 2 мм) борозды, колодки не разжимаются, а
пространство внутри барабана заполняется алюминиевой стружкой. К
сожалению, это исправить без полной переделки барабана невозможно.
Остаётся более полно использовать имеющийся в распоряжении ход рычага
тормоза.
Рассмотрев разжимные кулачки Ямахи и сравнив их с отечественными, я
обратил внимание на то, что у скутера разжим колодок начинается сразу
после поворота рычага. В то же время при повороте рычага у
отечественных мопедов сначала выбирается зазор между поверхностью
кулачка и колодками, что занимает более 1/3 хода рычага (рис. 1).
Соответственно, зазор необходимо устранить. Но как? Первая мысль -
наварить на кулачок металл и в последующем его обточить. Но это очень
трудоёмкий процесс, к тому же трудно выдержать необходимые
геометрические параметры кулачка. Я решил изменить геометрию
подкладываемых под боковые накладки «шайб», имеющих вид прямоугольных
пластин (рис. 2).
Доработанные таким образом тормоза значительно более эффективны, чем
стандартные. Тормозной путь при скорости 30 км/ч не превышает 3 (три)
метра. На дороге при скоростях 65 - 70 км/ч чувствуешь себя достаточно
уверенно, при торможении ощутимо прижимает к топливному баку. Правда,
резкий передний тормоз вызывает скручивание вилки, что предопределило
постановку вилки от мотоцикла К-175...
|