Наконец - то... Долгие - долгие годы мечтаний, проектов и чертежей, и
вот... На переднем колесе моего мокика красуется дисковый тормоз.
Нажатие одним пальцем на рычаг тормоза - и колесо блокируется
"намертво". Точное дозирование тормозного усилия, без провалов и
прихватов. Да, об этом я мечтал с того момента, как начал заниматься
форсировкой мотора V-501M и скорость мокика перевалила за 70 кмч. Тогда
- то и стало ясно, что стандартные тормоза ПОЛНОСТЬЮ исчерпали себя.
Постановке дискового тормоза предшествовала полная переделка передней
вилки, а именно - я просто поставил на мокик гидровилку от мотоцикла К
- 175 выпуска где - то годов 60 - х. Обрезав кожухи и отчистив от её
грязи, я увидел вполне современную вилочку типа "прямой телескоп". При
этом её состояние было почти идеальное - никакого болтания перьев,
перекоса и прочих "прелестей". Отполировав до блеска верхнюю часть
вилки и покрасив нижнюю её часть, я поставил её на раму - как будто там
она стояла. При этом мокик приобрёл некоторую мотоциклетность не только
в облике, но и в поведении на дороге. Это проявляется в стабильном
прямолинейном движении (которое несвойственно отечественным мопедам) и
некоторой инерционности на поворотах (из - за изменённой вилки).
Некоторое время я ездил с доработанным колодочником на переднем колесе,
но как не дорабатывай устаревшую конструкцию - то, что хорошо на 50
кмч, на 80 не действует... И, взвесив всё, я решил поставить дисковый
тормоз. В качестве тормозного диска решил использовать диск от... ЕС
ЭВМ типа "Искра". В них большие диски - "Винчестеры"... (помолчим...)
крепятся на аккуратных дисках из титанового сплава. Вот титановые - то
диски и пошли на тормоз. Диаметр этого диска равен примерно радиусу
мопедного колеса, плюс ко всему его прочность и лёгкость предопределили
этот выбор. Так как отечественная мотопромышленность не выпускает
дисковых тормозов для 50 - кубовой техники, то мне пришлось самому
разрабатывать конструкцию тормозной машинки. Привод я сделал
механический, использовав для увеличения тормозного момента кулачковые
механизмы с рычагами. При этом суппорт машинки крепится неподвижно к
вилке, а колодки выполнены плавающими. Схема тормозной машинки показана
на рис. 1.
Рис.1. Машинка дискового тормоза. 1 - корпус, 2 - болты, 3 -
фиксаторы рычагов, 4 - рычаги, 5 - колодки, 6 - пружина разжима
колодок, 7 - трос. Корпус машинки и рычаги изготовлены из стали 30 ХГС,
толщина - 4 мм. Колодки я использовал от автомобиля "Ока" (с
доработкой). Конструкция видна из рисунка. Машинка крепится к вилке на
приваренной пластине посредством выступающих слева болтов. Данная
конструкция тормозной машинки достаточно эффективна - нажимом на рычаг
тормоза одним пальцем можно ПОЛНОСТЬЮ заблокировать переднее колесо.
Конечно, окончательные выводы делать пока рано, предстоят ещё ходовые
тесты. Об их результатах я обязательно сообщу. Удаление из ступицы
колодочных потрохов позволило доработать её с целью исключения поломки.
Зачастую Карповские ступицы ломаются внутри, отламывается выступающая
часть с подшипником и... Скрежет, заклин и длинный тормозной след.
После нескольких таких поломок я решил обезопасить свой мокик от этого,
хотя бы на переднем колесе (полёт через руль - вещь неприятная). Заодно
решил усилить подшипники. Так как нагрузки на колесо, а значит, и на
подшипники, возрастают пропорционально скорости, то для улучшения
работы подшипников можно или поставить подшипники большего размера (202
- 203 вместо 201), или поставить по два подшипника с каждой стороны
вместо одного. Так как расточка посадочных мест подшипников приведёт к
уменьшению толщины стенок и, как следствие, к уменьшению прочности, то
я решил поставить по два подшипника. Для этого надо удалить шайбы из
ступицы и укоротить дистанционную втулку. При постановке двух
подшипников необходимо, чтобы наружные подшипники были закрытого типа.
Доработка ступицы заключается в фиксации внутренней её части с
подшипниками относительно наружной. Я зафиксировал внутреннюю часть при
помощи стального диска, который приворачивается к дюралевому наружному
диску (рис. 2).
Рис. 2. Модернизированная ступица переднего колеса. 1 - Наружный
диск, 2 - Внутренний диск, 3 - Ступица, 4 - Крепление наружного диска,
5 - Крепление внутреннего диска, 6 - Переходная втулка. Такая
конструкция намного повышает надёжность, так как даже в случае поломки
(что в данном случае маловероятно) внутренняя часть будет оставаться на
месте и позволит доехать до гаража. Приведённые в статье доработки
тормоза и ступицы возможны только при замене стандартной передней вилки
мопеда на вилку от лёгкого мотоцикла, так как из - за высокой
эффективности дискового тормоза возможны различного рода деформации
перьев и капроновых втулок стандартных вилок.