Что и говорить, мотовелосипед - транспорт популярный. Среди его
поклонников встречаются люди любого возраста - от мала до велика.
Компактность, легкость, неприхотливость - эти качества мопедов по
достоинству ценят их владельцы, особенно рыбаки, охотники, туристы. А
вполне доступная цена во многом определяет привлекательность этого вида
мототехники для молодежи. Однако, несмотря на достаточное число марок
выпускаемых отечественной промышленностью легких мопедов, у всех
подрессорено только одно колесо - переднее. И если при движении по
асфальтированным дорогам это не вызывает неудобств, то на проселке
отсутствие амортизации заднего колеса становится ощутимым недостатком.
Вот почему у нас возникла идея изготовить мопед с подрессориванием
обоих колес, что и было реализовано силами конструкторского кружка при
учебно-производственном комбинате города Канска. Главная особенность
конструкции нашего мопеда - применение шарнирно-сочлененной стыковки
двух основных элементов: рамы и задней маятниковой вилки с подмоторным
кронштейном. Благодаря такой схеме, несмотря на амортизацию заднего
колеса, последнее жестко связано с двигателем, и приводная цепь не
испытывает динамических нагрузок. Причем плечо от оси качания до оси
колеса значительно больше, чем до двигателя, поэтому колебания силовой
установки незначительны. Рама мопеда сварена из водопроводных
полудюймовых и дюймовых труб. (Конечно, можно применить и более тонкие
трубы - например, от велосипедных рам - это позволит заметно облегчить
конструкцию. К сожалению, у нас такой возможности не было.) Спереди к
раме приварена втулка рулевой колонки от мопеда «Рига-16». От него же и
проушины крепления амортизаторов. В задней части рамы установлен
багажник, одновременно служащий и дополнительной ручкой для перемещения
мопеда. Снизу к раме приварены проушины крепления задней подвески и
косынки для подножки от мотоцикла М-105 (допустимо использовать и любые
другие). Маятниковая вилка взята от мопеда «Рига-16», но существенно
доработана. Прежде всего в передней части вилки, в месте ее прежней
подвески, вварена распорная втулка - отрезок трубы с внутренним диаметр
16 мм. Ось подвески вилки имеет диаметр 10 мм, поэтому на нее с обеих
сторон запрессованы втулки из бронзы. Подмоторная рама из водопроводной
трубы 3/4'' приварена к поперечине вилки и снизу усилена ребром
жесткости из стального листа толщиной 4 мм. К последнему крепится
кронштейн под глушитель, однако приваривать его следует после установки
двигателя. В итоге на маятниковой вилке оказалась собранной вся силовая
установка вместе с трансмиссией. Получился своеобразный блок -
мотор-колесо, выгодно отличающийся от схемы приводов серийно
выпускаемых мопедов. Двигатель применен самый распространенный, марки
Д-6, с электрооборудованием. Фара, топливный бак, амортизаторы - от
мопеда «Рига-16», сиденье - от «Верховины». Тормоз заднего колеса -
колодочный, с тросовым приводом от ножной педали. Последняя
заимствована от мотоцикла «Минск», но доработана так, как это показано
на рисунке. Конец тормозного троса закреплен с помощью специально
изготовленной бобышки. Запуск двигателя пока осуществляется «с
толкача», однако в перспективе планируем установить дополнительный
педальный привод.