Мы привыкли к тому, что любое моторное средство транспорта
должно иметь раму, на худой конец опорное устройство, где можно
закрепить двигатель. Но вполне надежным опорным устройством могут быть
и плечи человека. Ранцевый винтомоторный аэродвижитель для лыжников,
созданный в общественном конструкторском бюро Поволжского
лесотехнического института имени М. Горького (Йошкар-Ола) мастером
спорта Ф. Магиным, именно зтот вариант и предусматривает. Пропеллер за
спиной дает возможность лыжнику двигаться по снегу со скоростью до 30
им/час.
Движитель пригодится в перспективе не только для прогулок. Технические
виды спорта рождаются на глазах. Вполне может появиться еще один —
соревнования аэролыжников.
Конструкция движителя очень проста, его легко сделать за несколько
вечеров. Основная ее часть — бензиновый двухтактный двигатель
воздушного охлаждения мощностью порядка 4—5 л. с. с числом оборотов
коленчатого вала в пределах 4000—5000 об/мин. Этим параметрам
соответствует двигатель от бензопилы «Дружба», мотоцикла К-125 или
какой-либо другой воздушного охлаждения. Эти двигатели относительно
легки, и плечи вполне их выдержат.
Основа азродвижителя (рис. 1) — наспинная плита 11, к которой
крепятся удерживающие ремни 10, двигатель 5 и оградительное кольцо 4.
Удерживающие ремни шириной 45—50 мм должны быть такими, чтобы их длину
можно было регулировать пряжками или зажимами, Ремни крепятся к
наспинной плите стальными накладками и болтами Мб X 25.
Наспинная плита 11 изготовлена из фанеры толщиной 10 мм или какого-либо
другого прочного материала: дюралюминия, текстолита. При выборе
материала надо всегда помнить, что плечи человека не станина, поэтому
конструкция должна быть как можно легче.
Двигатель крепится и плите ограничительным кольцом и стальными тягами
6, Кольцо согнуто из листовой стали толщиной 1,5 мм и служит также
гнездом под стартер для заводки двигателя. Обычно после запуска
бензопилы «Дружба» стартер с двигателя сразу снимается. В нашей
конструкции стартер постоянно находится на двигателе, и его можно в
любую минуту использовать для запуска.
Предусмотренный для удобства запуска удлинительный шнур 9 одним концом
крепится к ручке стартера, на другом находится петля, в которую лыжник
вставляет при запуске ногу. Таким образом, стартер из ручного превращен
в ножной. После запуска удлинительный шнур необходимо сматывать и
убирать в специальный карман.
Оградительное кольцо изготовлено из дюралюминиевой трубки диаметром 22
мм. По всему периметру к нему крепится ребро жесткости — полоска из
дюралюминия толщиной 1,5—2 мм и шириной 40 мм. Кольцо и ребро
обматываются киперной лентой и красятся.
Оградительное кольцо крепится к наспинной плите двумя
крестообразно расположенными изогнутыми дюралюминиевыми трубками
диаметром 20 мм. К одной из этих трубок присоединен бензобак емкостью
1,5 литра, который соединяется с карбюратором через хлорвиниловый шланг
и бензокран 3. Управляют карбюраторам рукояткой через гибкую связь 2.
Наиболее ответственная часть движителя, требующая особенно тщательного
изготовления, — воздушный винт 8. От того, насколько удачно он
выполнен, зависит развиваемая движителем тяга и, следовательно,
скорость лыжника.
Винт (рис. 3) изготавливается из сухого березового бруска сечением 35 X
85 мм, длиной 700 мм. Размеры и форма винта в плане приведены на
рисунке 3. Винт должен быть тщательно отбалансирован, отшлифован и
покрыт несколькими слоями нитроэмали. Отверстия под болты Мб сверлить
по месту.
На рисунке 2 изображен фланец 7, при помощи которого винт крепится к
валу двигателя.